понедельник, 21 июня 2010 г.

Франкоязычный писатель Жан Сенак так говорил о судьбе: "«Фортуна — божество, которое никогда не знало неверующих». Многие пытались определить, что же есть на самом деле судьба. Мнения на этот счёт встречаются совершенно полярные. Одни считают, что судьба предначертана человеку от рождения свыше, и от самого человека в данном случае ничего не зависит. Лафонтен говорил: "«Встречаешь часто свою судьбу на дороге, по которой пошел, чтобы избежать ее»Другие считают, что любой человек может при желании и старании повлиять на судьбу, подкорректировав её по своему усмотрению. Всем нам хорошо известна народна мудрость: "Человек - хозяин своей судьбы" А как считаете вы: что же такое - судьба и может ли человек ею управлять?

4 комментария:

  1. Человек определенно может управлять своей судьбой, более того - судьбой всего мира. Об этом пишет Рэй Брэдбери в моей любимой новелле "И грянул гром". Дело происходит в недалеком будущем, после изобретения машины времени. Некая организация устраивает путешествия во времена динозавров, этакое сафари. Самое главное - не сходить с тропы, которая парит над землей в нескольких сантиметров. Главный герой нарушил это правило и на секунду сошел с тропы, а когда вернулся, все изменилось. В недавних выборах победил другой кандидат, на ресепшене сидела другая девушка, более того - изменилась орфография и даже химический состав воздуха. И все это - из-за смерти бабочки, на которую он наступил, сойдя с тропы.
    Вопрос веры в судьбу - вопрос веры в целом. Атеисты, к примеру, уверены, что будущего, как и прошлого, нет, несть только настоящее. Значит, мы вольны делать все, что в наших силах, чтобы придать будущему наиболее желаемый вид. Лично я придерживаюсь именно этой точки зрения. Человек, как известно - венец природы, со всеми своими недостатками, так неужели ему неподвластно создать свою судьбу?
    Хотя некоторые происшествия все же нельзя проконтролировать. Например, кирпич, летящий на голову. Вроде бы откуда не возьмись он не появится. но мало ли?

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Аляска! Рада видеть тебя в блоге снова!Твои мысли очень интересно обдумывать. Однако, Рэй Брэдбэри, как мне кажется, в какой-то мере, фантаст, и ситуация, описанная им в новелле тоже фантастическая, а вот кирпич, если конечно не использовать это выражение в контекстном значении, весьма и весьма реален. Так откуда же он взялся? Если исходить из верований древних людей, то можно встретить разные варианты одной и той же версии - есть некие божества, держащие в своих руках эти судьбы: хотят-тянут, хотят-рвут. В Греции это мойры, в Риме - парки, в Скандинавии -норны, в славянской - Макоши, Доля и Недоля...Если исходить из языческих религий, то человек управлять судьбой не может, всё определяют эти божества. С точки зрения религии христианской судьба каждого человека находится в руках Божьих, он также сам не в состоянии изменить свою земную данность.Так стоит ли тогда что-то пытаться менять?..

    ОтветитьУдалить
  3. Брэдбери, конечно, фантаст, но я считаю, что он создает свои миры в качестве фона для рассуждений на подобные темы. Пр сути говоря, в его рассказах главное - то, что усвоил читатель, закрыв книжку.
    Если бы мы не пытались ничего менять, то не было бы выдающихся людей, не было бы в мире ничего, достойного внимания. Люди бы просто волочили бы свою ношу в твердой уверенности, что это - их судьба. Кальвинизм учит, что человек, угодный Богу, будет процветать еще при жизни, а если он нищ и невезуч, значит, Бог к нему неблагосклонен и судьбу свою ему не изменить. Мне же иногда кажется, что Бог - это некто, кто запустил людей на землю, словно рыбок в аквариум, чтобы просто посмотреть, что из этого получится. Было бы глупо с его стороны зарание выдумывать, кому из нас повезет, а кому - нет.
    Вот у меня возник другой вопрос - а зачем вообще тем, кто наверху, раздавать людям судьбы? Они боятся кого-то из ряда вон выходящего и эта мера просто для того, чтобы никто не нарушил гармонии в мире? Или из вредности - чтобы те, кто страдал, завидовали счастливым людям, а те, кто счастлив, мучались о том, что не могут изменить чужую долю? Каков резон предписывать живым существам примерный жизненный путь? Надо подумать.

    ОтветитьУдалить
  4. Существует много версий о происхождении людей на земле и предопределении их судеб, однако даже если то эксперимент, то экспериментаторы, быть может создали зависть к чужой доле как критерий при выборе сильнейших, или как некое испытание на прочность. Вряд ли человек, завидующий по-чёрному, и пытающийся изменить свою судьбу неправедными путями, в конечном итоге окажется в выигрыше. Ряд совершаемых им деяний приведёт не к выправлению, а к окончательному крушению его как личности: заложенные в нём антинравственные качества и вытекающие из них поступки - лишь декорации к Судьбе. Они могут более или менее удачными, их даже можно корректировать,но это - лишь видимость изменений. Результат же предначертан где-то... Счастливый и праведный человек, желающий облегчить судьбу других, менее удачливых может совершать или не совершать разные поступки, но опять-таки - это лишь декорация и к его судьбе и к судьбам окружающих людей. "Весь мир - театр!" - говорил Шекспир. Мне кажется, что это его высказывание может относиться и к данной проблеме. К тому же, зависть или мучения о доле других сами по себе уже нарушают гармонию. Отсюда возникает вопрос: а что же есть вообще Гармония, и для чего нужно её поддерживать? Не станет ли мир, погружённый в полную гармонию, слишком пресным?

    ОтветитьУдалить